Раздел 5
Контроль за
изучением дисциплины
Степень
освоения студентами учебной дисциплины
в ходе ее изучения определяется в процессе
текущего, промежуточного и итогового
контроля за работой студентов.
Текущий
и итоговый контроль по дисциплине проводится
в сессионный период, при этом итоговая
аттестация завершает ее изучение. Текущий
контроль осуществляется в течение всего
периода изучения дисциплины. Он направлен
на обеспечение систематической и ритмичной
работы студента.
Учебно-методический
материал данного раздела комплекса содержит:
перечень типовых вопросов для зачета,
вопросы для самоконтроля и тесты для
промежуточного и итогового контроля.
Понятие,
краткая история и назначение оперативно-розыскной
деятельности.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность.
Права
и обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Социальная
и правовая защита должностных лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Содействие
граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность. Их правовая и социальная
защита.
Выявление
лиц и фактов, представляющих оперативный
интерес для борьбы с преступностью.
Применение
научно-технических средств в процессе
получении информации, имеющей доказательственное
значение и ее использование в расследовании
преступлений.
Правовые,
организационные и тактические основы
взаимодействия следователей и оперативных
работников на различных стадиях расследования.
Основания
и порядок судебного рассмотрения материалов
об ограничении конституционных прав
граждан при проведении оперативно-розыскных
мероприятий.
Фиксаторы
акустической информации, негласная звукозапись.
Прослушивание
и запись телефонных переговоров, телефонный
перехват.
Микропередатчики,
устройство дистанционного акустического
контроля, фиксация следов голоса.
Перекрытие
каналов утечки информации, контроль над
информационным пространством.
Понятие
результатов оперативно-розыскной деятельности
и основные направления их использования
в уголовном судопроизводстве.
Понятие,
решения в оперативно-розыскном процессе
и его основные виды.
Административная
оперативно-проверочная работа, как вид
оперативно-розыскной деятельности.
Направления
оперативно-проверочной работы и основания
административно-правового характера
для проведения оперативно - розыскных
мероприятий.
Понятие
и классификация субъектов, контролирующих
оперативно-розыскную деятельность и
надзирающих за ней.
Субъекты,
осуществляющие вневедомственный контроль.
2.
Контрольные вопросы по темам программы
для самоконтроля в ходе самостоятельной
работы
Тема
1. Оперативно - розыскная деятельность
как государственно-правовая форма борьбы
с преступностью
1. Оперативно-розыскная деятельность
и ее социальная обусловленность.
2. Понятие, краткая история и назначение
оперативно-розыскной
деятельности.
3. Задачи оперативно-розыскной деятельности.
4. Принципы оперативно-розыскной деятельности.
Тема
2. Субъекты, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность
2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность.
3. Права
и обязанности органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
4. Социальная
и правовая защита должностных лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
5. Содействие
граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность. Их правовая и социальная
защита.
Выявление
лиц и фактов, представляющих оперативный
интерес для борьбы с преступностью.
опрос;
наведение справок; сбор образцов для
сравнительного исследования; проверочная
закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических
каналов связи; оперативное внедрение;
контролируемая поставка; оперативный
эксперимент.
Тема
4. Тактические приемы оперативно-розыскной
деятельности
1. Оперативно-розыскное
обеспечение раскрытия и расследования
преступлений. Визуальное наблюдение,
зашифрованный опрос. Использование документов
прикрытия. Установка. Маркировка, работа
с негласным помощником. Операция, комбинация,
«легенда», манипуляция. Использование
криминалистических учетов. Разработка
и документирование, одорология. Захват,
засада. Подворный (поквартирный) обход,
прочесывание местности, патрулирование.
Перлюстрация, обмен сведениями, работа
с населением. Применение оружия. Предупреждение
преступлений.
2. Использование
непроцессуальной информации в раскрытии
и расследование преступлений.
3. Связь
и соотношение оперативного документирования
и доказывания по уголовному делу.
4. Применение
научно-технических средств в процессе
получения информации, имеющей доказательственное
значение и ее использование в расследовании
преступлений.
5. Правовые,
организационные и тактические основы
взаимодействия следователей и оперативных
работников на различных стадиях расследования.
6. Особенности
организации и работы следственно-оперативных
групп.
Тема 5. Контроль и надзор за оперативно-розыскной
деятельностью
Основания
и порядок судебного рассмотрения материалов
об ограничении конституционных прав
граждан при проведении оперативно-розыскных
мероприятий.
1. Совокупность
субъектов в оперативно-розыскной деятельности
составляют:
A -- нее все непосредственные участники
оперативно-розыскной деятельности;
B -- участники оперативно-розыскной деятельности
и субъекты внешнего воздействия на;
C -- только оперативно-розыскных органы
и оперативники;
D -- оперативно-розыскные органы, оперативники
и лица, оказывающие содействие.
2. Под
участником оперативно-розыскной деятельности
понимают:
A -- любого субъекта в оперативно-розыскной
деятельности;
B -- субъекта, наделенного соответствующей
компетенцией;
C -- только оперативников;
D -- оперативников и защищаемых лиц.
3. Под
компетенцией субъектов оперативно-розыскной
деятельности понимают совокупность его:
A -- обязанностей и прав;
B -- обязанностей, прав и юридической ответственности;
C -- полномочий;
D -- обязанностей и юридической ответственности.
4. Под
субъектом внешнего воздействия на оперативно-розыскную
деятельность понимают:
A -- участника оперативно-розыскной деятельности;
B -- лицо, которое оказывает влияние на
эту деятельность извне;
C -- каждого субъекта оперативно-розыскной
деятельности;
D -- только судей и прокуроров.
5. Под
оперативно-розыскным органом понимают:
A -- систему правоохранительных органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность;
B -- конкретный правоохранительный орган
или спецслужбу;
C -- систему конкретных правоохранительных
органов или спецслужб;
D -- систему оперативных подразделений
и должностных лиц правоохранительного
органа или спецслужбы.
6. Единую
систему оперативно-розыскных органов
в России образуют число субъектов:
A -- десять;
B -- семь;
C -- девять;
D -- восемь.
7. Различают
группы обязанностей оперативно-розыскного
органа:
A -- базовые и факультативные;
B -- ведущие и дополнительные;
C -- первичные и вторичные;
D -- основные и специальные.
8. Оперативное
подразделение является:
A -- элементом федерального органа исполнительной
власти;
B -- непосредственно оперативно-розыскным
органом;
C -- правоохранительным органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность;
D -- элементом оперативно-розыскного органа.
9. Оперативно-розыскное
сообщество -- это система:
A -- правоохранительных органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность;
B -- оперативно-розыскных органов;
C -- оперативно-розыскных органов и корпуса
оперативников;
D -- оперативно-розыскных органов и корпуса
должностных лиц правоохранительных органов.
10. Под
оперативником понимают должностное лицо
оперативно-розыскного органа:
A -- непосредственно принимающее меры
пресечения;
B -- самостоятельно осуществляющее оперативно-розыскные
мероприятия;
C -- непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную
деятельность;
D -- работающее с лицами, оказывающими
содействие.
11. Обязанности
оперативников нормативно определены
в:
A -- только Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности»;
B -- Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности» и закрытых нормативных
актах оперативно-розыскных органов;
C -- Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности» и других открытых нормативных
правовых актах;
D -- закрытых нормативных актах оперативно-розыскных
органов.
12. Среди
общих обязанностей оперативников, предусмотренных
в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности», названа обязанность:
A -- не совершать правонарушения;
B -- докладывать о всех совершенных действиях
руководителю;
C -- соблюдать правила конспирации;
D -- соблюдать морально-этические нормы.
13. Среди
общих прав оперативников, предусмотренных
в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности», указано право:
A -- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные
мероприятия;
B -- арестовывать лиц по подозрению в совершении
преступления;
C -- гласно допрашивать свидетелей и потерпевших;
D -- конфисковать незаконно приобретенное
лицами имущество.
14. В круг
общих полномочий руководителя оперативно-розыскного
органа, предусмотренных в Федеральном
законе «Об оперативно-розыскной деятельности»,
входит:
A -- представление прокурору оперативно-служебных
документов;
B -- назначение на должность подчиненных
ему оперативников;
C -- представление Президенту РФ ежегодных
отчетов о работе;
D --воспитание у подчиненных мужества
и неподкупности.
15. Основанием
для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной
деятельности является необходимость:
A -- достижения цели и решения задач этой
деятельности;
B -- выполнения приказа руководителя оперативно-розыскного
органа;
C -- борьбы с преступностью;
D -- плановых показателей в работе оперативника.
16. Среди
основных условий привлечения лиц к участию
в оперативно-розыскной деятельности
в Оперативно-розыскном законе предусмотрено:
A -- наличие согласие лица;
B -- добровольное изъявление желания оказывать
помощь оперативно-розыскному органу;
C -- наличие оперативной целесообразности
в усилении оперативных позиций;
D -- обязательность выплаты денежного
вознаграждения за помощь.
17. Среди
общих обязанностей лица, привлеченного
к участию в оперативно-розыскной деятельности,
предусмотрена обязанность:
A -- вовремя отмечаться в оперативно-розыскном
органе;
B -- не предоставлять заведомо ложную информацию;
C -- не принимать самостоятельных решений
без консультации у оперативника;
D -- не менять места жительства и работы
без согласия оперативника.
18. Конфидентом
в оперативно-розыскной деятельности
признается:
A -- только агент оперативно-розыскного
органа;
B -- каждый человек, привлеченный к участию
в оперативно-розыскной деятельности
на тайной основе;
C -- только оперативный сотрудник, осуществляющий
оперативно-розыскную деятельность негласно;
D -- каждый человек, оказывающий конфиденциальное
содействие оперативно-розыскному органу.
19. В оперативно-розыскной
деятельности запрещается привлекать
к конфиденциальному содействию:
A -- священнослужителя;
B -- иностранного гражданина;
C -- психически больное лицо;
D -- человека, достигшего преклонного возраста.
20. В оперативно-розыскной
деятельности не может быть признан защищаемым
лицом:
A -- оперативный сотрудник;
B -- человек, который совершил преступление;
C -- человек, в отношении которого совершен
административный проступок;
D -- иностранный гражданин.
21. Защищаемое
лицо признается субъектом оперативно-розыскной
деятельности потому, что:
A -- обладает повышенным правовым иммунитетом;
B -- этого требует федеральное законодательство;
C -- этого требует Конституционный Суд
РФ;
D -- обладает соответствующими правами
и обязанностями.
22. Среди
законных прав защищаемого лица предусмотрено
право:
A -- инициативно участвовать в оперативно-розыскных
мероприятиях;
B -- вести огонь на поражение без предупреждения;
C -- требовать повышенное денежное вознаграждение
за причиненные неудобства;
D -- знать о применяющихся в отношении
его мерах безопасности.
23. Среди
законных обязанностей защищаемого лица
предусмотрена обязанность информировать:
A -- орган защиты о противоправных действий
в его отношении;
B -- оперативно-розыскной орган о противоправных
действий в его отношении;
C -- орган прокуратуры о любых противоправных
действиях;
D -- орган защиты о любых противоправных
действиях.
24. Изучаемым
лицом в оперативно-розыскной деятельности
может стать гражданин:
A -- поступающий на работу с повышенной
опасностью для окружающей среды;
B -- совершивший незаконную гражданско-правовую
сделку;
C -- любой, который не понравится оперативнику;
D -- рассказавший острый политический
анекдот.
25. Изучаемое
лицо является субъектом оперативно-розыскной
деятельности в силу того, что:
A -- обладает соответствующими правами
и обязанностями;
B -- это определено в оперативно-розыскной
теории;
C -- это необходимо для успешной сыскной
работы;
D -- так решает оперативно-розыскной орган.
26. Среди
категорий изучаемых в оперативно-розыскной
деятельности лиц выделяют:
A -- разрабатываемого;
B -- участника бандформирования;
C -- члена мафии;
D -- убежавшего от оперативников.
27. В числе
указанных в Оперативно-розыскном законе
прав изучаемого лица предусмотрено право
на:
A -- обжалование незаконных действий и
решений оперативно-розыскных органов;
B -- безусловное освобождение от уголовной
ответственности в случае привлечения
к негласному сотрудничеству;
C -- денежное вознаграждение в случае прекращения
преступной деятельности;
D -- личное негласное получение информации
о мерах, принимаемых оперативно-розыскным
органом в его отношении.
28. Среди
указанных в Оперативно-розыскном законе
обязанностей изучаемого лица предусмотрена
обязанность соблюдать порядок:
A -- истребования от оперативно-розыскного
органа сведений;
B -- добровольного отказа от совершения
преступлений;
C -- деятельного раскаяния в совершенном
преступлении;
D -- добровольной явки с повинной.
29. Рассматривать
оперативно-служебные материалы полномочен
судья:
A -- любой;
B -- специально уполномоченный законом;
C -- получивший допуск к оперативно-служебным
материалам;
D -- уполномоченный Верховным Судом РФ.
30. Судья
не вправе требовать от оперативно-розыскного
органа представления данных о (об):
A -- лицах, внедренных в организованные
преступные группы;
B -- касающихся оснований для проведения
оперативно-розыскных мероприятий;
C -- руководителе, разрешившем проведение
оперативно-розыскного мероприятия;
D -- штатных гласных оперативных сотрудниках,
которые будут проводить оперативно-розыскное
мероприятие.
31. Среди
указанных в Оперативно-розыскном законе
прав судьи предусмотрено право разрешить
или отказать:
A -- провести оперативно-розыскное мероприятие;
B -- завести дело оперативного учета;
C -- привлечь лицо к негласному сотрудничеству;
D -- оперативнику применить огнестрельное
оружие.
32. Постановление
на проведение оперативно-розыскного
мероприятия, влекущего ограничение конституционных
прав гражданина, рассматривается в суде
по месту:
A -- нахождения оперативно-розыскного
органа, ходатайствующего о проведении
этого мероприятия;
B -- проживания лица, в отношении которого
оно будет проводиться;
C -- расположения суда, в котором рассматриваются
материалы;
D -- проживания судьи, который будет принимать
решение.
33. Решение
о проведении оперативно-розыскного мероприятия,
ограничивающего конституционные права
гражданина, судья выносит в форме:
A -- мотивированного постановления;
B -- наложения резолюции на представленном
ему постановлении;
C -- письменного приказа;
D -- устного распоряжения.
34. Пределы
полномочий субъектов внешнего государственного
контроля над оперативно-розыскной деятельностью
определены:
A -- Конституцией РФ и федеральными законами;
B -- федеральными законами и указами Президента
РФ;
C -- указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ;
D -- постановлениями Правительства РФ
и нормативными актами оперативно-розыскных
органов.
35. Проводя
внешний государственный контроль над
оперативно-розыскной деятельностью депутат
Государственной Думы:
A -- должен вообще не вмешиваться в оперативно-розыскную
деятельность;
B -- может давать указания только об уточнении
хода оперативно-розыскной деятельности;
C -- вправе давать указания о кардинальном
изменении оперативно-розыскной работы;
D -- обязан пресекать выявленные нарушения.
36. Уполномоченным
на осуществление прокурорского надзора
за оперативно-розыскной деятельностью
является прокурор:
A -- уполномоченный Генеральным прокурором
РФ;
B -- каждый;
C -- получивший допуск к оперативно-служебным
материалам;
D -- занимающий должность не ниже областного
прокурора.
37. В предмет
прокурорского надзора не входят данные
о лицах, оказывающих оперативникам содействие:
A -- на конфиденциальной основе;
B -- на любой основе;
C -- из патриотических побуждений;
D -- из материальных соображений.
38. Среди
указанных в Оперативно-розыскном законе
обязанностей прокурора предусмотрена
обязанность:
A -- рассматривать жалобы на оперативников;
B -- личным примером показывать как следует
проводить оперативно-розыскные мероприятия;
C -- проверять законность решений судьи
о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
D -- незамедлительно арестовывать нарушителей
законности.
Автор-составитель
___________________ст. преподаватель Ковалев С.Е.
Сентябрь
2008 г.