С. Е. Ковалев
  Биография
  Публикации
  Методические разработки
  Контакты
  Фотографии

 О наших преподавателях
  А. И. Бибиков
  Е. Л. Поцелуев
  Н. В. Исаева
  И. В. Чебыкин
  С. Е. Ковалев
  Е. В. Тресцова
  А. А. Живов

Главная | Учеба | Внеучебная деятельность | Газета | Структура | Наука | История | Проекты

Теория оперативно - розыскной деятельности (спецкурс)

cкачать

Раздел 5

Контроль за изучением дисциплины

Степень освоения студентами учебной дисциплины в ходе ее изучения определяется в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля за работой студентов.

Текущий и итоговый контроль по дисциплине проводится в сессионный период, при этом итоговая аттестация завершает ее изучение. Текущий контроль осуществляется в течение всего периода изучения дисциплины. Он направлен на обеспечение систематической и ритмичной работы студента.

Учебно-методический материал данного раздела комплекса содержит: перечень типовых вопросов для зачета, вопросы для самоконтроля и тесты для промежуточного и итогового контроля.

    1.Перечень типовых вопросов для зачета

    Понятие, краткая история и назначение оперативно-розыскной деятельности.

    Задачи оперативно-розыскной деятельности.

    Принципы оперативно-розыскной деятельности.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

    Права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Социальная и правовая защита должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Их правовая и социальная защита.

    Виды нарушений узаконенной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.

    Правовые основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности.

    Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для борьбы с преступностью.

    Тактические приемы оперативно-розыскной деятельности.

    Использование непроцессуальной информации в раскрытии и расследовании преступлений.

    Связь и соотношение оперативного документирования и доказывания по уголовному делу.

    Применение научно-технических средств в процессе получении информации, имеющей доказательственное значение и ее использование в расследовании преступлений.

    Правовые, организационные и тактические основы взаимодействия следователей и оперативных работников на различных стадиях расследования.

    Особенности организации и работы следственно-оперативных групп.

    Система правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

    Связь и соотношение оперативно-розыскной деятельности с юридическими и иными науками.

    Правовые отношения в оперативно-розыскной деятельности.

    Морально-этические отношения в оперативно-розыскной деятельности.

    Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.

    Система контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

    Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

    Ведомственный контроль.

    Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

    Техническое оснащение и средства обеспечения сыска.

    Фиксаторы акустической информации, негласная звукозапись.

    Прослушивание и запись телефонных переговоров, телефонный перехват.

    Микропередатчики, устройство дистанционного акустического контроля, фиксация следов голоса.

    Перекрытие каналов утечки информации, контроль над информационным пространством.

    НЦБ Интерпола в России: правовая основа и главные задачи.

    Понятие оперативной разработки. Получение информации о вероятных объектах оперативно разработки.

    Сущность розыскной работы. Ее юридическая характеристика и значение.

    Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве.

    Порядок и пределы предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности.

    Понятие, решения в оперативно-розыскном процессе и его основные виды.

    Понятие сроков в оперативно-розыскном процессе и их классификация.

    Административная оперативно-проверочная работа, как вид оперативно-розыскной деятельности.

    Направления оперативно-проверочной работы и основания административно-правового характера для проведения оперативно - розыскных мероприятий.

    Понятие оперативно-розыскной информации.

    Современные информационно - поисковые системы оперативно-розыскного и иного обеспечения.

    Непроцессуальное использование оперативно-розыскной информации.

    Понятие и содержание оперативно-розыскной тактики.

    Содержание оперативно-тактических действий.

    Понятие и виды оперативно - тактического прогнозирования.

    Понятие и классификация субъектов, контролирующих оперативно-розыскную деятельность и надзирающих за ней.

    Субъекты, осуществляющие вневедомственный контроль.

    Судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

    Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

    Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

2. Контрольные вопросы по темам программы для самоконтроля в ходе самостоятельной работы

Тема 1. Оперативно - розыскная деятельность как государственно-правовая форма борьбы с преступностью

1. Оперативно-розыскная деятельность и ее социальная обусловленность.

2. Понятие, краткая история и назначение оперативно-розыскной

деятельности.

3. Задачи оперативно-розыскной деятельности.

4. Принципы оперативно-розыскной деятельности.

    5. Система правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

    6. Связь и соотношение оперативно-розыскной деятельности с юридическими и иными науками.

    7. Правовые отношения в оперативно-розыскной деятельности.

    Морально-этические отношения в оперативно-розыскной деятельности.

    Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности.


    Тема 2. Субъекты, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

    1. Участники оперативно-розыскной деятельности.

2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

    3. Права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    4. Социальная и правовая защита должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    5. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Их правовая и социальная защита.

    6. Виды нарушений узаконенной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Тема 3. Проведение оперативно-розыскных мероприятий.

    Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий.

    Правовые основания проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности.

    Выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес для борьбы с преступностью.

    Тактические приемы оперативно-розыскной деятельности.

    Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий:

    опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.




Тема 4. Тактические приемы оперативно-розыскной деятельности

1. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений. Визуальное наблюдение, зашифрованный опрос. Использование документов прикрытия. Установка. Маркировка, работа с негласным помощником. Операция, комбинация, «легенда», манипуляция. Использование криминалистических учетов. Разработка и документирование, одорология. Захват, засада. Подворный (поквартирный) обход, прочесывание местности, патрулирование. Перлюстрация, обмен сведениями, работа с населением. Применение оружия. Предупреждение преступлений.

2. Использование непроцессуальной информации в раскрытии и расследование преступлений.

3. Связь и соотношение оперативного документирования и доказывания по уголовному делу.

4. Применение научно-технических средств в процессе получения информации, имеющей доказательственное значение и ее использование в расследовании преступлений.

5. Правовые, организационные и тактические основы взаимодействия следователей и оперативных работников на различных стадиях расследования.

6. Особенности организации и работы следственно-оперативных групп.

Тема 5. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

    Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

    Система контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

    Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

    Ведомственный контроль.

    Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.








      Тестовые задания для промежуточного и итогового контроля

1. Совокупность субъектов в оперативно-розыскной деятельности составляют:
A -- нее все непосредственные участники оперативно-розыскной деятельности;
B -- участники оперативно-розыскной деятельности и субъекты внешнего воздействия на;
C -- только оперативно-розыскных органы и оперативники;
D -- оперативно-розыскные органы, оперативники и лица, оказывающие содействие.

2. Под участником оперативно-розыскной деятельности понимают:
A -- любого субъекта в оперативно-розыскной деятельности;
B -- субъекта, наделенного соответствующей компетенцией;
C -- только оперативников;
D -- оперативников и защищаемых лиц.

3. Под компетенцией субъектов оперативно-розыскной деятельности понимают совокупность его:
A -- обязанностей и прав;
B -- обязанностей, прав и юридической ответственности;
C -- полномочий;
D -- обязанностей и юридической ответственности.

4. Под субъектом внешнего воздействия на оперативно-розыскную деятельность понимают:
A -- участника оперативно-розыскной деятельности;
B -- лицо, которое оказывает влияние на эту деятельность извне;
C -- каждого субъекта оперативно-розыскной деятельности;
D -- только судей и прокуроров.

5. Под оперативно-розыскным органом понимают:
A -- систему правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
B -- конкретный правоохранительный орган или спецслужбу;
C -- систему конкретных правоохранительных органов или спецслужб;
D -- систему оперативных подразделений и должностных лиц правоохранительного органа или спецслужбы.

6. Единую систему оперативно-розыскных органов в России образуют число субъектов:
A -- десять;
B -- семь;
C -- девять;
D -- восемь.

7. Различают группы обязанностей оперативно-розыскного органа:
A -- базовые и факультативные;
B -- ведущие и дополнительные;
C -- первичные и вторичные;
D -- основные и специальные.

8. Оперативное подразделение является:
A -- элементом федерального органа исполнительной власти;
B -- непосредственно оперативно-розыскным органом;
C -- правоохранительным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
D -- элементом оперативно-розыскного органа.

9. Оперативно-розыскное сообщество -- это система:
A -- правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
B -- оперативно-розыскных органов;
C -- оперативно-розыскных органов и корпуса оперативников;
D -- оперативно-розыскных органов и корпуса должностных лиц правоохранительных органов.

10. Под оперативником понимают должностное лицо оперативно-розыскного органа:
A -- непосредственно принимающее меры пресечения;
B -- самостоятельно осуществляющее оперативно-розыскные мероприятия;
C -- непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность;
D -- работающее с лицами, оказывающими содействие.

11. Обязанности оперативников нормативно определены в:
A -- только Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»;
B -- Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и закрытых нормативных актах оперативно-розыскных органов;
C -- Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и других открытых нормативных правовых актах;
D -- закрытых нормативных актах оперативно-розыскных органов.

12. Среди общих обязанностей оперативников, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», названа обязанность:
A -- не совершать правонарушения;
B -- докладывать о всех совершенных действиях руководителю;
C -- соблюдать правила конспирации;
D -- соблюдать морально-этические нормы.

13. Среди общих прав оперативников, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», указано право:
A -- проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия;
B -- арестовывать лиц по подозрению в совершении преступления;
C -- гласно допрашивать свидетелей и потерпевших;
D -- конфисковать незаконно приобретенное лицами имущество.

14. В круг общих полномочий руководителя оперативно-розыскного органа, предусмотренных в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», входит:
A -- представление прокурору оперативно-служебных документов;
B -- назначение на должность подчиненных ему оперативников;
C -- представление Президенту РФ ежегодных отчетов о работе;
D --воспитание у подчиненных мужества и неподкупности.

15. Основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является необходимость:
A -- достижения цели и решения задач этой деятельности;
B -- выполнения приказа руководителя оперативно-розыскного органа;
C -- борьбы с преступностью;
D -- плановых показателей в работе оперативника.

16. Среди основных условий привлечения лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности в Оперативно-розыскном законе предусмотрено:
A -- наличие согласие лица;
B -- добровольное изъявление желания оказывать помощь оперативно-розыскному органу;
C -- наличие оперативной целесообразности в усилении оперативных позиций;
D -- обязательность выплаты денежного вознаграждения за помощь.

17. Среди общих обязанностей лица, привлеченного к участию в оперативно-розыскной деятельности, предусмотрена обязанность:
A -- вовремя отмечаться в оперативно-розыскном органе;
B -- не предоставлять заведомо ложную информацию;
C -- не принимать самостоятельных решений без консультации у оперативника;
D -- не менять места жительства и работы без согласия оперативника.

18. Конфидентом в оперативно-розыскной деятельности признается:
A -- только агент оперативно-розыскного органа;
B -- каждый человек, привлеченный к участию в оперативно-розыскной деятельности на тайной основе;
C -- только оперативный сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность негласно;
D -- каждый человек, оказывающий конфиденциальное содействие оперативно-розыскному органу.

19. В оперативно-розыскной деятельности запрещается привлекать к конфиденциальному содействию:
A -- священнослужителя;
B -- иностранного гражданина;
C -- психически больное лицо;
D -- человека, достигшего преклонного возраста.

20. В оперативно-розыскной деятельности не может быть признан защищаемым лицом:
A -- оперативный сотрудник;
B -- человек, который совершил преступление;
C -- человек, в отношении которого совершен административный проступок;
D -- иностранный гражданин.

21. Защищаемое лицо признается субъектом оперативно-розыскной деятельности потому, что:
A -- обладает повышенным правовым иммунитетом;
B -- этого требует федеральное законодательство;
C -- этого требует Конституционный Суд РФ;
D -- обладает соответствующими правами и обязанностями.

22. Среди законных прав защищаемого лица предусмотрено право:
A -- инициативно участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях;
B -- вести огонь на поражение без предупреждения;
C -- требовать повышенное денежное вознаграждение за причиненные неудобства;
D -- знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности.

23. Среди законных обязанностей защищаемого лица предусмотрена обязанность информировать:
A -- орган защиты о противоправных действий в его отношении;
B -- оперативно-розыскной орган о противоправных действий в его отношении;
C -- орган прокуратуры о любых противоправных действиях;
D -- орган защиты о любых противоправных действиях.

24. Изучаемым лицом в оперативно-розыскной деятельности может стать гражданин:
A -- поступающий на работу с повышенной опасностью для окружающей среды;
B -- совершивший незаконную гражданско-правовую сделку;
C -- любой, который не понравится оперативнику;
D -- рассказавший острый политический анекдот.

25. Изучаемое лицо является субъектом оперативно-розыскной деятельности в силу того, что:
A -- обладает соответствующими правами и обязанностями;
B -- это определено в оперативно-розыскной теории;
C -- это необходимо для успешной сыскной работы;
D -- так решает оперативно-розыскной орган.

26. Среди категорий изучаемых в оперативно-розыскной деятельности лиц выделяют:
A -- разрабатываемого;
B -- участника бандформирования;
C -- члена мафии;
D -- убежавшего от оперативников.

27. В числе указанных в Оперативно-розыскном законе прав изучаемого лица предусмотрено право на:
A -- обжалование незаконных действий и решений оперативно-розыскных органов;
B -- безусловное освобождение от уголовной ответственности в случае привлечения к негласному сотрудничеству;
C -- денежное вознаграждение в случае прекращения преступной деятельности;
D -- личное негласное получение информации о мерах, принимаемых оперативно-розыскным органом в его отношении.

28. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе обязанностей изучаемого лица предусмотрена обязанность соблюдать порядок:
A -- истребования от оперативно-розыскного органа сведений;
B -- добровольного отказа от совершения преступлений;
C -- деятельного раскаяния в совершенном преступлении;
D -- добровольной явки с повинной.

29. Рассматривать оперативно-служебные материалы полномочен судья:
A -- любой;
B -- специально уполномоченный законом;
C -- получивший допуск к оперативно-служебным материалам;
D -- уполномоченный Верховным Судом РФ.

30. Судья не вправе требовать от оперативно-розыскного органа представления данных о (об):
A -- лицах, внедренных в организованные преступные группы;
B -- касающихся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
C -- руководителе, разрешившем проведение оперативно-розыскного мероприятия;
D -- штатных гласных оперативных сотрудниках, которые будут проводить оперативно-розыскное мероприятие.

31. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе прав судьи предусмотрено право разрешить или отказать:
A -- провести оперативно-розыскное мероприятие;
B -- завести дело оперативного учета;
C -- привлечь лицо к негласному сотрудничеству;
D -- оперативнику применить огнестрельное оружие.

32. Постановление на проведение оперативно-розыскного мероприятия, влекущего ограничение конституционных прав гражданина, рассматривается в суде по месту:
A -- нахождения оперативно-розыскного органа, ходатайствующего о проведении этого мероприятия;
B -- проживания лица, в отношении которого оно будет проводиться;
C -- расположения суда, в котором рассматриваются материалы;
D -- проживания судьи, который будет принимать решение.

33. Решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права гражданина, судья выносит в форме:
A -- мотивированного постановления;
B -- наложения резолюции на представленном ему постановлении;
C -- письменного приказа;
D -- устного распоряжения.

34. Пределы полномочий субъектов внешнего государственного контроля над оперативно-розыскной деятельностью определены:
A -- Конституцией РФ и федеральными законами;
B -- федеральными законами и указами Президента РФ;
C -- указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ;
D -- постановлениями Правительства РФ и нормативными актами оперативно-розыскных органов.

35. Проводя внешний государственный контроль над оперативно-розыскной деятельностью депутат Государственной Думы:
A -- должен вообще не вмешиваться в оперативно-розыскную деятельность;
B -- может давать указания только об уточнении хода оперативно-розыскной деятельности;
C -- вправе давать указания о кардинальном изменении оперативно-розыскной работы;
D -- обязан пресекать выявленные нарушения.

36. Уполномоченным на осуществление прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью является прокурор:
A -- уполномоченный Генеральным прокурором РФ;
B -- каждый;
C -- получивший допуск к оперативно-служебным материалам;
D -- занимающий должность не ниже областного прокурора.

37. В предмет прокурорского надзора не входят данные о лицах, оказывающих оперативникам содействие:
A -- на конфиденциальной основе;
B -- на любой основе;
C -- из патриотических побуждений;
D -- из материальных соображений.

38. Среди указанных в Оперативно-розыскном законе обязанностей прокурора предусмотрена обязанность:
A -- рассматривать жалобы на оперативников;
B -- личным примером показывать как следует проводить оперативно-розыскные мероприятия;
C -- проверять законность решений судьи о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
D -- незамедлительно арестовывать нарушителей законности.






Автор-составитель ___________________ст. преподаватель Ковалев С.Е.

Сентябрь 2008 г.

©2009 Юридический факультет ИвГУ
Дизайн и разработка Агаев Бахтияр