Оскорбление
представителя власти:
проблемные аспекты
в российском уголовном
праве.
Тема моей работы относится к сфере защиты чести и достоинства гражданина в российском уголовном праве. Простой и доступной данная она кажется лишь на первый взгляд. С изменением социально-экономической формации, предоставлением права на свободу слова и средств массовой информации, вопросы защиты чести и достоинства все более усложняются. В то же время законодательное регулирование в этой сфере, на мой взгляд, не вполне соответствует современным условиям
В решении данных вопросов велика роль оценочности, субъективности. Для одних политиков семейные и личные скандалы являются источником, пусть и неоднозначной, репутации, повышения известности в обществе. Для других это является прямой угрозой общественному положению.
Представляется, что судам сложно обеспечить соблюдение равновесия между правом на свободу слова в таких случаях с конституционным правом на защиту вести и достоинства. Сложно, поскольку опровержение их невозможно, но они наносят вред чести и достоинству, деловой репутации лица.
Что
же говорит о рассматриваемом
явлении современный Уголовный
кодекс? Статья 319 понимает его как
публичное оскорбление
Признаками, отличающими оскорбление представителя власти от «простого» публичного оскорбления являются специфический потерпевший (представитель власти) и специфика субъективной стороны (т. е.) оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. С первым отличительным признаком все более-менее ясно – определение понятия представителя власти дается в примечании к статье 318. В соответствии с ним представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Второй
признак, в свою очередь, порождает
серьезные споры на практике. В
некоторых случаях крайне сложно
отграничить оскорбление в
Далее, на мой взгляд, следует рассмотреть скорее процессуальную проблему – кто обладает правом возбуждать уголовные дела по данной статье. Если рассматривать оскорбление представителя власти как частный случай состава оскорбления, то логично будет относить его к делам частного обвинения, возбуждаемым исключительно по заявлению потерпевшего. Однако, анализ статьи 20 УПК РФ говорит об обратном. Ей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 319, отнесены к делам публичного обвинения. На мой взгляд, данный подход законодателя не обоснован. Во-первых, правоохранительные органы в настоящее время настолько загружены уголовными делами, что сбрасывать на них еще и оскорбления представителей власти, которые, повторюсь, для нашей страны не редкость, ни к чему хорошему не приведет. Во-вторых, так искажается понимание самого оскорбления как унижения чести и достоинства лица. Только само лицо вправе решать, оскорбляет его честь то или иное высказывание или нет. Перекладывать такое решение на плечи правоохранительных органов - значит создавать основу для злоупотребления их полномочиями.
Таким образом, я считаю, что состав оскорбления представителя власти, предусмотренный в статье 319 УК РФ, нуждается в основательной доработке на уровне закона или хотя бы постановления Пленума Верховного Суда.