Апрельский выпуск, 30 апреля 2010 год скачать

Оскорбление представителя власти: проблемные аспекты в российском уголовном праве.

Тема моей работы относится к сфере защиты чести и достоинства гражданина в российском уголовном праве. Простой и доступной данная она кажется лишь на первый взгляд. С изменением социально-экономической формации, предоставлением права на свободу слова и средств массовой информации, вопросы защиты чести и достоинства все более усложняются. В то же время законодательное регулирование в этой сфере, на мой взгляд, не вполне соответствует современным условиям

В решении данных вопросов велика роль оценочности, субъективности. Для одних политиков семейные и личные скандалы являются источником, пусть и неоднозначной, репутации, повышения известности в обществе. Для других это является прямой угрозой общественному положению.

Представляется, что судам сложно обеспечить соблюдение равновесия между правом на свободу слова в таких случаях с конституционным правом на защиту вести и достоинства. Сложно, поскольку опровержение их невозможно, но они наносят вред чести и достоинству, деловой репутации лица.

Что же говорит о рассматриваемом явлении современный Уголовный кодекс? Статья 319 понимает его как публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Иными словами, оно является частным случаем состава публичного оскорбления, предусмотренного частью 2 статьи 130 УК. Исходя из этого, можно говорить о том, что оскорблению представителя власти присущи практически все проблемные вопросы, возникающие в связи с применением указанного состава. Однако, не будем заострять на них внимания и сосредоточимся на характерных лишь для этого состава проблемах.

Признаками, отличающими оскорбление представителя власти от «простого» публичного оскорбления являются специфический потерпевший (представитель власти) и специфика субъективной стороны (т. е.) оскорбление представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. С первым отличительным признаком все более-менее ясно – определение понятия представителя власти дается в примечании к статье 318. В соответствии с ним представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Второй признак, в свою очередь, порождает серьезные споры на практике. В некоторых случаях крайне сложно отграничить оскорбление в связи со служебной деятельностью лица от простого оскорбления. К примеру, если мы публично назовем мэра города казнокрадом – какое преступление мы совершим? С одной стороны, логично предположить, что это – оскорбление по статье 319, ведь казнокрадствуют люди, как правило, в связи с исполнением своих служебных обязанностей. С другой – кто знает… И альтернативное описание данного признака (оскорбление лица при исполнении им своих должностных обязанностей) ситуацию не улучшает. Исходя из него, следует признавать любое публичное оскорбление, направленное на действующих представителей власти, подпадающим под статью 319 УК. На мой взгляд, диспозиция данной статьи должна быть изменена законодателем в сторону большей конкретизации – например, «привязки» оскорбления к конкретным действиям, совершенным лицом на посту представителя власти.

Далее, на мой взгляд, следует рассмотреть скорее процессуальную проблему – кто обладает правом возбуждать уголовные дела по данной статье. Если рассматривать оскорбление представителя власти как частный случай состава оскорбления, то логично будет относить его к делам частного обвинения, возбуждаемым исключительно по заявлению потерпевшего. Однако, анализ статьи 20 УПК РФ говорит об обратном. Ей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 319, отнесены к делам публичного обвинения. На мой взгляд, данный подход законодателя не обоснован. Во-первых, правоохранительные органы в настоящее время настолько загружены уголовными делами, что сбрасывать на них еще и оскорбления представителей власти, которые, повторюсь, для нашей страны не редкость, ни к чему хорошему не приведет. Во-вторых, так искажается понимание самого оскорбления как унижения чести и достоинства лица. Только само лицо вправе решать, оскорбляет его честь то или иное высказывание или нет. Перекладывать такое решение на плечи правоохранительных органов - значит создавать основу для злоупотребления их полномочиями.

Таким образом, я считаю, что состав оскорбления представителя власти, предусмотренный в статье 319 УК РФ, нуждается в основательной доработке на уровне закона или хотя бы постановления Пленума Верховного Суда.


Антон Андриевский 3 курс 2 группа